СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Согласно Закону № 129-ФЗ организация должна вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

Для возможности соблюдения предъявляемых требований данного Закона мы и рассмотрим принцип двойной записи, а также виды счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерский счет представляет собой учетную позицию, предназначенную для постоянного учета движения каждой однородной группы принадлежащих данному юридическому лицу средств и источников их образования, состояния расчетов с другими лицами.

В зависимости от объекта учета бухгалтерские счета разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета предназначены для учета различных видов имущества организации, их наличия, состава и движения (например, к ним относятся счета 01 "Основные средства", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и др.). По дебету активного счета отражаются остатки на начало и конец отчетного периода, а также хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка. По кредиту - хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка на счете.

Пассивные счета предназначены для учета источников формирования имущества организации, их наличия, состава, движения и обязательств (например, счета 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал"). Пассивный счет является противоположностью активного. Остатки на начало и конец отчетного периода, а также хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатков, отражаются по кредитовой стороне пассивного счета, а хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка на счете, - по дебетовой стороне.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка или начального сальдо имущества либо источников его формирования. Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменение начальных остатков. Сумма всех операций, записанных по дебету счета, представляет собой дебетовый оборот, сумма операций по кредиту счета - кредитовый оборот. При подсчете оборотов начальное сальдо не учитывается.

Кроме активных и пассивных существуют счета, предназначенные одновременно для учета как имущества организации, так и источников его формирования. Это так называемые активно-пассивные счета. Они бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовым либо кредитовым) и с двусторонним сальдо (дебетовым и кредитовым одновременно). Примером активно-пассивного счета с односторонним сальдо может служить счет 99 "Прибыли и убытки". Если у организации сумма доходов превысила сумму расходов, результатом ее деятельности является прибыль, которая отражается по кредиту счета и служит источником формирования имущества организации. Если же сумма доходов меньше суммы произведенных расходов, результатом деятельности организации является убыток, отражаемый по дебету счета. К активно-пассивному счету с двусторонним сальдо, например, можно отнести счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую, а сальдо по кредиту - кредиторскую задолженность. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете, для того чтобы не открывать разные счета для организаций, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами. В данном счете записи по дебету могут иметь разное значение (либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской задолженности).

Активные, пассивные и активно-пассивные счета соответствуют статьям актива и пассива бухгалтерского баланса (напоминаем: бухгалтерским балансом признается документ, представляющий совокупность показателей, обрисовывающих картину финансового и хозяйственного состояния организации на определенную дату). Поэтому их принято считать балансовыми счетами. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций балансовые счета имеют двухзначный номер (от 01 до 99).

Кроме балансовых существуют забалансовые счета, показатели которых не отражены в балансе. Они предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля над отдельными хозяйственными операциями. Записи на забалансовых счетах ведутся либо по дебету, либо по кредиту. В Плане счетов забалансовые счета имеют трехзначный номер (001 - 011). К забалансовым относятся счета 001 "Арендованные основные средства", 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку" и т.д.

По степени детализации учета счета подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета содержат информацию о хозяйственных средствах и операциях в обобщенных показателях. Показатели на синтетических счетах формируются только в денежном выражении. К синтетическим относятся счета 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 80 "Уставный капитал" и др. Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим.

Как правило, для руководства хозяйственной деятельностью организации и для принятия управленческих решений информации, содержащейся на синтетических счетах, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме задолженности организации по заработной плате своим сотрудникам нужны сведения о задолженности по каждому работнику в отдельности.

Аналитические счета детализируют содержание синтетических, отражая данные по каждому отдельному виду имущества, обязательств организации и процессов. Учет, осуществляемый на аналитических счетах, называется аналитическим. Открываются аналитические счета в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организации и процессов. Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь: обороты и остатки синтетического счета должны быть равны оборотам и остаткам всех аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету. Учет на аналитических счетах ведется в натуральных, денежных и трудовых измерителях.

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета (например, счет 51 "Расчетные счета"). Такие счета называются простыми. К сложным, требующим ведения аналитического учета, относятся счета 01 "Основные средства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.

Некоторые синтетические счета требуют открытия субсчетов. Субсчет - это вид промежуточного счета между синтетическим и аналитическим счетами бухгалтерского учета. Субсчета используются для дополнительной группировки аналитических счетов, которые представлены очень большой номенклатурой учитываемых объектов.

Количество субсчетов и счетов аналитического учета зависит от целей и задач учета, а также от сложности деятельности организации. Нередко субсчета называют счетами второго порядка, в то время как синтетический счет - счет первого порядка. Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно проследить на примере счета 41 "Товары", к которому открываются следующие субсчета:

- 41/1 "Товары на складах";

- 41/2 "Товары в розничной торговле";

- 41/3 "Тара под товаром и порожняя";

- 41/4 "Покупные изделия" и др.

В свою очередь, в дополнение к каждому субсчету открываются аналитические счета на каждый конкретный вид товара (сахарный песок, мука и т.п.).

Двойная бухгалтерская запись - способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Суть ее состоит в том, что любая хозяйственная операция, вызывающая изменение в составе имущества организации и источниках его формирования, не меняет их общее равенство, поскольку изменение происходит в одинаковой сумме. Операция записывается в дебет одного бухгалтерского счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. При двойной записи возникает взаимосвязь счетов бухгалтерского учета, называемая корреспонденцией счетов (например, счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и 50 "Касса" или 10 "Материалы" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т.д.). Корреспонденция счетов позволяет повысить надежность учета, помогает лучше уяснить суть хозяйственных операций.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 10 законопроекта бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено национальными стандартами.

Документальное оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету одного и кредиту другого счета на сумму совершаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой.

Различают простые бухгалтерские проводки, когда корреспондируются только два счета, и сложные, в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

Приведем пример простой и сложной бухгалтерской проводки.

Пример простой проводки. Организацией выдана из кассы заработная плата сотруднику в размере 15 000 руб. По операции корреспондируются два счета: 50 "Касса" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Операция вызывает уменьшение денежных средств в кассе, поэтому активный счет 50 "Касса" необходимо кредитовать на 15 000 руб. Одновременно происходит уменьшение сальдо на пассивном счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", который нужно дебетовать. Бухгалтерская проводка будет выглядеть так:

Д-т 70 К-т 50 - 15 000 руб. - выдана заработная плата из кассы организации.

Пример сложной бухгалтерской проводки. От поставщика поступили материалы на сумму 5000 руб. и оборудование к установке на сумму 900 000 руб.

Бухгалтерская проводка по этой операции следующая:

Д-т 10 "Материалы" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 5000 руб. - поступили материалы от поставщика;

Д-т 07 "Оборудование к установке" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 900 000 руб. - поступило оборудование от поставщика.

 

 

Подготовлено по материалам книги
Семенихин В.В. «Самоучитель по бухучету»,
Москва.: Налоговый вестник, 2010
Тэги: Тэги не указаны Просмотров 23812

Публикации по тематике сайта:

Сборник публикаций по бухгалтерскому учету Подборка книг

Сотня новых видеоклипов: